Введение
Предметом исследования является величина таможенных платежей, а объектом – происхождение страны товара.
Целью исследования является изучить особенности влияния страны происхождения товара на величину таможенных платежей, это достигается путем решения следующих задач:
- изучить правовые основы взимания таможенных платежей в России;
- выявить виды таможенных платежей и особенности их исчисления;
- проанализировать величинe ставки таможенной пошлины и её зависимость от страны происхождения.
В данном исследовании используются следующие методы: изучение и анализ научной литературы, сравнение различных точек зрения, а также ознакомление со статистическими данными и их анализ.
В ходе написания реферативной работы автор изучил фундаментальные научные исследования отечественных и зарубежных ученых по обозначенной теме.
Правовые основы взимания таможенных платежей в России
Многочисленные изменения в нормативном регулировании взимания таможенных платежей в Российской Федерации во многом обусловлены позитивными изменениями в политических отношениях между странами в постсоветском пространстве, формированием Евразийского экономического союза в составе России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Армении. Таможенное законодательство ЕАЭС состоит из Таможенного кодекса ЕАЭС, международных договоров государств-членов ЕАЭС, решений Евразийской экономической комиссии.
Таможенный кодекс Таможенного союза, заменивший собой таможенные кодексы стран-участниц Евразийского экономического сообщества с июля 2010 г., утратил силу с января 2018 г. С 2018 вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который определяет общие вопросы таможенного регулирования на территории пяти государств:
- содержит общие положения о видах таможенных платежей, о порядке их исчисления, уплаты, возврата;
- фиксирует статус таможенных органов, устанавливает таможенные процедуры;
- регулирует правоотношения между ними и субъектами ВЭД, условия предпринимательской деятельности в таможенном деле[1].
Законодательство стран-участниц ЕАЭС и международные нормативные акты приведены в соответствие с ТК ЕАЭС. В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС особенности таможенных отношений в странах-участницах ЕАЭС регулируются национальными законодательствами. Таким примером является Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме названного закона, внешнеэкономическая деятельность в РФ регулируется многочисленными федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами Федеральной таможенной службы РФ[2].
Виды таможенных платежей и особенности их исчисления
В ст. 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза приведен перечень таможенных платежей:
- ввозная таможенная пошлина;
- вывозная таможенная пошлина;
- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
- акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию) Союза;
- таможенные сборы.
Таможенные налоги, налог на добавленную стоимость и акцизы, входят в состав федеральных налогов, то есть одновременно регулируются таможенным и налоговым законодательствами. Порядок применения НДС и акцизов при экспортно-импортных операциях изложен в:
- гл. 21 «Налог на добавленную стоимость»;
- гл. 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ.
При применении косвенных налогов при осуществлении внешнеэкономической деятельности в РФ действует принцип «страны назначения» товаров, в соответствии с которым при ввозе товаров на таможенную территорию РФ НДС и акцизы уплачиваются, при вывозе в таможенной процедуре экспорта применяются нулевая ставка по НДС и освобождение налогоплательщиков-производителей подакцизных товаров от уплаты акцизов.
Таможенная пошлина – обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. С 2005 г. таможенные пошлины исключены из ст. 13 Налогового кодекса РФ и согласно ст.51 Бюджетного кодекса РФ рассматриваются как неналоговые доходы федерального бюджета. С 2010 г. в целях создания единого таможенного пространства для обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и создания благоприятных условий торговли стран-участниц Союза с третьими странами вступил в силу ряд важнейших документов по таможенному регулированию на территории договаривающихся государств. С 2018 года применяются Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, перечни стран - пользователей системы тарифных преференций Союза и др[3].
При исчислении ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.
Единый таможенный тариф ЕАЭС – свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную ЕАЭС из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой ЕАЭС.
Ставки таможенных пошлин дифференцируются в зависимости от страны происхождения товаров. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна происхождения, которых не известна, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС, увеличенные вдвое, за исключением случаев предоставления тарифных преференций на основании положений международных договоров государств - членов ЕАЭС, международных договоров РФ. В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Таким образом, чтобы рассчитать ввозную таможенную пошлину по конкретному товару после расчета таможенной стоимости необходимо знать содержание шести нормативных документов.
Одним из основных нормативных документов, регламентирующих порядок исчисления и уплаты таможенных пошлин в РФ, является закон № 5003-1 «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. Он определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин; установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются; особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот.
В соответствии с международными договорами РФ, решениями Комиссии Таможенного союза и федеральными законами РФ могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров. В РФ такими законами являются федеральные законы:
- №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г.
- №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 г[4].
Таможенные сборы – обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров, а также за совершение иных действий, установленных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и (или) законодательств государств-членов Евразийского экономического союза. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств – членов Евразийского экономического союза. Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор[5].
В соответствии с федеральным законом № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации…» к таможенным сборам относятся:
- таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные операции);
- таможенные сборы за таможенное сопровождение;
- таможенные сборы за хранение.
Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость, от правильности исчисления которой зависит величина таможенных платежей, подлежащих уплате при осуществлении экспортно-импортных операций участниками внешнеэкономической деятельности.
Таможенная стоимость – это цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы. Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза ЕАЭС, регламентируется Таможенным кодексом ЕАЭС, при вывозе с территории государства – участника Союза - в соответствии с законодательством государства-участника.
В РФ таможенная стоимость вывозимых товаров определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации». Для защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в РФ товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ.
В основе таможенной стоимости товара лежит контрактная цена, другими словами, цена сделки, на размер которой большое влияние оказывают условия поставки, которые устанавливают, как обязанности и затраты сторон, так и переход рисков. При указании в контракте его общей суммы и цены за единицу товара, выраженных в валюте цены, рекомендуется приводить краткое наименование базиса поставки.
Базисные условия поставки определяют момент перехода права собственности на товар от продавца покупателю, а значит, и риска его случайной гибели; устанавливают, кто, продавец или покупатель, организует перевозку товара, его погрузку; кто оплачивает расходы по страхованию товара, производит таможенную очистку товара и т. д. Иными словами, базис поставки обусловливает, какие расходы при реализации товара берет на себя грузоотправитель, а какие – грузополучатель.
Величина ставки таможенной пошлины и её зависимость от страны происхождения
Страна происхождения – страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными таможенным кодексом РФ. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин можно разделить на следующие основные группы:
- минимальные (базовые или предельные),
- максимальные (генеральные или общие),
- преференциальные[6].
Минимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования.
Максимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна не предоставила режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна происхождения товара неизвестна.
Преференциальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, которые происходят из стран, относящихся к развивающимся странам.
К товарам, имеющим происхождение из наименее развитых стран, применяется нулевая ставка таможенной пошлины.
Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара используется в интересах внешнеторговой политики. Страны могут награждать дружественные им страны низкими пошлинами и наказывать недружественные страны высокими пошлинами. Развитые страны применяют политику более низких ставок таможенных пошлин по отношению к развивающимся странам для создания более благоприятных условий торговли и поощрения в них индустриализации экономики.
В российском законодательстве установлена следующая дифференциация ставок таможенных пошлин:
- максимальная ставка таможенной пошлины равнаудвоенной минимальной (базовой);
- преференциальная ставка таможенной пошлины составляет 75% минимальной (базовой);
- нулевая ставка таможенной пошлины применяется к товарам из наименее развитых стран, а также из стран СНГ.
Учитывая дифференциацию ставок таможенных пошлин на один и тот же товар, ввозимый из разных стран, важное значение для целей таможенного обложения приобретает вопрос определения страны происхождения товара.
Правила определения страны происхождения получили большое практическое значение в связи с широким развитием интеграционных процессов, созданием обширных зон беспошлинной торговли, распространением преференциальных соглашений и режимов ассоциаций. Вопрос об определении страны происхождения приобрел также большое значение для развивающихся стран в связи с применением развитыми странами системы преференций на ввоз товаров из развивающихся государств.
Страна происхождения товара - страна, в которой товары были произведены или обработаны (существенно переработаны).
Международные правила определения страны происхождения изложены в Киотской конвенции по оценке товаров для таможенных целей. На их основе разработаны правила определения страны происхождения товара таможенными службами РФ, изложенные в разделе V закона РФ "О таможенном тарифе". Российское законодательство целиком унифицировано с нормами, принятыми в развитых странах.
Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:
1) полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или на дне этого моря;
2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
3) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
4) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;
5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;
7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции морского промысла, полученная судном данной страны;
8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр;
9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье[7];
10) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических объектах, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта.
Кроме этого, товары, изготовленные в данной стране исключительно из всей вышеперечисленной продукции, также считаются товарами, происходящими из данной страны.
Если в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки.
Критериями достаточной переработки товара в данной стране являются:
- изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;
- выполнение производственных или технологических операций, достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;
- правило адвалорной доли – изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных мате
- риалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.
При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
- операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;
- операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
- простые сборочные операции;
- смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.
Товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями, когда по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией, а также в случаях, если партия товара разбита на несколько партий в результате ошибки, должны рассматриваться по желанию декларанта как единый товар при определении страны происхождения. Условием применения этого правила является:
- предварительное уведомление таможенного органа РФ о разбивке разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причин такой разбивки, подробной спецификацией каждой партии с указанием кодов товаров по ТН ВЭД, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию;
- документальное подтверждение ошибочности разбивки товара на несколько партий;
- поставка всех партий из одной страны одним поставщиком; ввоз всех партий через одну и ту же таможню (таможенный пост);
- поставка всех партий товаров в срок, не превышающий шести месяцев с даты принятия таможенной декларации либо истечения сроков на ее подачу в отношении первой партии[8].
В удостоверение происхождения товара из данной страны таможенный орган РФ вправе требовать представления сертификата о происхождении товара.
Сертификат о происхождении товара должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из соответствующей страны, и должен содержать:
- письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;
- письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.
Таможенными органами могут приниматься предварительные решения о стране происхождения товара в порядке, аналогичном порядку принятия предварительного решения относительно классификации товаров по ТН ВЭД.
Заключение
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению. Определяются Правительством РФ. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные на основании настоящего Закона «О таможенном тарифе». В отношении товаров, происходящих из стран, с которыми не предусматривается режим наиболее благоприятствуемой нации, ставки увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот. В отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация предусматривает режим наиболее благоприятствуемой нации, а также если страна происхождения не установлена, но нет признаков того, что страной происхождения товаров является страна, отношения с которой РФ РНБ не предусматривает применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Таможенным тарифом РФ. К этим странам относятся, например, Австралия, Греция, Египет, Индия, Ирак, Китай, Турция, Швеция. Применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные для товаров, происходящих из стран, с которыми РФ предусматривает РНБ, увеличенные вдвое, если при определении страны происхождения товаров таможенными органами обнаружены признаки того, что данный товар происходит из страны, с которой Российская Федерация РНБ не предусматривает. В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и происходящих из развивающихся стран – пользователей схемой преференций РФ, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок, установленных в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми Российская Федерация предусматривает РНБ. К ним относятся, например, Аргентина, Болгария, Индонезия, Объединенные Арабские Эмираты. В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и происходящих из наименее развитых стран – пользователей схемой преференций РФ, ввоз таможенных пошлин не применяется. Сюда относятся, например, Гаити, Камбоджа, Мали, Эфиопия. В отношении товаров, происходящих с территорий Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Украины и ввозимых на таможенную территорию РФ с таможенной территории какого-либо из этих государств таможенные пошлины не применяются.
Список использованных источников
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
- Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (ред. от 26.06.2008)
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Бекяшев, К. Таможенное право: учебник. - 3-е издание, переработанное и дополненное. / К. Бекяшев, Е. Моисеев. - М.: Проспект, 2018. - 336 с.
- Борисов, С.М. Таможенный союз: совместное взимание ввозных таможенных пошлин. / С.М. Борисов. // Деньги и кредит. - №8. - 2018. - С. 33-36.
- Бородавко, Е. Контроль таможенной стоимости как фактор сдерживания либерализации внешней торговли стран-членов единого экономического пространства. / Е. Бородавко. // Теория и практика таможенного дела и внешнеэкономической деятельности. - №1. - 2018. - С. 108-121.
- Буваева, Н. Международное таможенное право: учебник. / Н. Буваева. - М.: Юрайт, 2018. - 376 с.
- Гусейнова, Г. М. Правовые основы взимания таможенных платежей в России// Налоги и финансы. – 2019. – № 4(44). – С. 34-41. – DOI 10.24411/2226-6720-2019-10044.
- Иванова, В.Ю. Таможенные пошлины во внешнеторговой деятельности. / В.Ю. Иванова. // Вестник Сибирского федерального университета. - №3. - 2018. - С. 11-13.
- Сырвачева, Е. А. Особенности определения таможенной стоимости на современном этапе// Весенние дни науки ВШЭМ : Сборник докладов международной конференции студентов и молодых ученых, Екатеринбург, 17–19 апреля 2019 года. – Екатеринбург: ООО "Издательство УМЦ УПИ", 2019. – С. 560-561.
Сноски
- Гусейнова, Г. М. Правовые основы взимания таможенных платежей в России// Налоги и финансы. – 2019. – № 4(44). – С. 34-41. – DOI 10.24411/2226-6720-2019-10044.
- Гусейнова, Г. М. Правовые основы взимания таможенных платежей в России// Налоги и финансы. – 2019. – № 4(44). – С. 34-41. – DOI 10.24411/2226-6720-2019-10044.
- Сырвачева, Е. А. Особенности определения таможенной стоимости на современном этапе// Весенние дни науки ВШЭМ : Сборник докладов международной конференции студентов и молодых ученых, Екатеринбург, 17–19 апреля 2019 года. – Екатеринбург: ООО "Издательство УМЦ УПИ", 2019. – С. 560-561.
- Сырвачева, Е. А. Особенности определения таможенной стоимости на современном этапе// Весенние дни науки ВШЭМ : Сборник докладов международной конференции студентов и молодых ученых, Екатеринбург, 17–19 апреля 2019 года. – Екатеринбург: ООО "Издательство УМЦ УПИ", 2019. – С. 560-561.
- Иванова, В.Ю. Таможенные пошлины во внешнеторговой деятельности. / В.Ю. Иванова. // Вестник Сибирского федерального университета. - №3. - 2018. - С. 11-13.
- Иванова, В.Ю. Таможенные пошлины во внешнеторговой деятельности. / В.Ю. Иванова. // Вестник Сибирского федерального университета. - №3. - 2018. - С. 11-13.
- Иванова, В.Ю. Таможенные пошлины во внешнеторговой деятельности. / В.Ю. Иванова. // Вестник Сибирского федерального университета. - №3. - 2018. - С. 11-13.
- Иванова, В.Ю. Таможенные пошлины во внешнеторговой деятельности. / В.Ю. Иванова. // Вестник Сибирского федерального университета. - №3. - 2018. - С. 11-13.